Русская верcия

6+

˄
˅

Кафедра специальной психологии
и коррекционной педагогики

 

Адрес: 672007 г. Чита, ул. Бабушкина, 129, ауд. 511.

Телефон: 8 (3022) 35-70-12.

Режим работы: 9:00–17:00.

E-mail: phsy.chita@mail.ru


Электронные адреса преподавателей кафедры СПиКП


Калашникова Светлана Анатольевна – заведующий кафедрой, кандидат психологических наук, доцент кафедры.

 

Профессорско-преподавательский состав:

 

Представители работодателей, внешние совместители:

История кафедры

В связи с высокой востребованностью в Забайкальском крае специалистов по работе с людьми, имеющими нарушения в развитии, в 1998 году на социально-психологическом факультете Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского была начата подготовка студентов по специальности 050716.65 Специальная психология. В 2000 году в ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского была создана кафедра специальной психологии, которая в 2003 году вошла в состав образованного Факультета психологии. В 2003 году на факультете начального образования ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского начала функционировать кафедра коррекционной педагогики. В 2012 году путем слияния была образована кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики. Сегодня кафедра является структурным подразделением Психолого-педагогического факультета Забайкальского государственного университета.

В разные периоды развития кафедры осуществлялась подготовка студентов по специальностям «Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», направлению Специальное (дефектологическое) образование, профилям «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии», «Образование детей с ЗПР», «Образование лиц с нарушениями речи».

На кафедре в разное время работали: Е. А. Шкатова, кандидат педагогических наук, доцент, отличник народного просвещения, заслуженный работник образования Читинской области (с 2004 по 2011 г.г. заведовала кафедрой коррекционной педагогики); Ф. Ю. Белозерцев, доктор медицинских наук, профессор; Г. А. Гольтваница, кандидат медицинских наук, доцент, заслуженный работник здравоохранения; Г. Г. Байкова, кандидат медицинских наук, доцент; Л. И. Писаревская, кандидат медицинских наук, доцент; Т. Н. Нагаева, кандидат педагогических наук, доцент; Н. М. Дьячкова, кандидат педагогических наук, профессор; А. Ф. Ковалевская, кандидат философских наук, доцент; В. А. Полухина, доцент; Т. П. Злова, доктор медицинских наук, профессор; С. Д. Тарских, кандидат педагогических наук, доцент, а также педагоги-практики В. В. Абадаева, Т. М. Абрамец, Т. Г. Гладышева, В. Н. Головков, Н. Н. Горюнова, И. Г. Гранина, Е. Я. Золотухина, Т. М. Лоскутникова, Е. А. Харина, Л. Л. Шкунова, Т. И. Яровая и др.

 

Учебная деятельность

Реализуются образовательные программы по следующим направлениям и профилям:

Очная форма обучения

  • 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии».

Заочная форма обучения

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили:

  • «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии» (5 лет обучения);

  • «Логопедия» (5 лет обучения, 4 года обучения).

 

 

Научно-исследовательская деятельность

Сотрудники кафедры и студенты взаимодействуют с образовательными организациями и профильными учреждениями Забайкальского края, реализуя научно-исследовательские проекты.

Так, в 2012-2013 гг. реализовывался научно-исследовательский проект в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3626.2011 «Развитие психологических ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья» (руководитель проекта – кандидат психологических наук Калашникова С. А.).

В 2011-2015 гг. преподаватели кафедры участвовали в реализации мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей», лот 2 «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на ФГОС образования детей с ОВЗ».

В 2014-2016 гг. реализован проект в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 2014/255, проект № 2564 «Научно-методическое сопровождение апробации специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» (руководитель проекта – доктор педагогических наук Зволейко Е. В.).

Основное научное направление исследовательской работы кафедры – 19.00.10 «Коррекционная психология». В рамках этого направления реализуется инициативная госбюджетная тема «Создание специальных психолого-педагогических условий для образования и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья», которая разрабатывается в научных трудах сотрудников кафедры, в выпускных квалификационных работах магистрантов и бакалавров, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Результаты научных исследований представляются на научно-практических конференциях всероссийского и международного уровней, публикуются в журналах, рекомендованных ВАК, в зарубежных изданиях, отражаются в монографиях и учебных пособиях.

Преподаватели кафедры и студенты являются организаторами и участниками ежегодной Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы», проводимой на психолого-педагогическом факультете с 2008 года, ежегодной Недели специальной психологии и коррекционной педагогики, проводимой в рамках Фестиваля науки в Забайкальском крае. Студенческие научно-исследовательские работы представляются на региональных, всероссийских, международных конференциях по проблемам специальных педагогики и психологии.

 

 

Воспитательная деятельность

Одним из принципов подготовки студентов на кафедре является единство учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности. Кафедра реализует личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности, учитывающий интеллектуальные и социальные запросы каждого студента, его предметно-профессиональную направленность. Воспитательная деятельность является важным звеном в формировании профессиональных компетенций будущих бакалавров и магистров специального (дефектологического) образования. Студенты активно включаются в реализацию спортивных, досуговых, социально-значимых проектов, проводимых на факультете и в вузе.

Одним из основных направлений воспитательной деятельности, реализуемой на кафедре, является социальное проектирование и волонтерская деятельность. Студенты совместно с преподавателями посредством сотрудничества с некоммерческим фондом «Психолог» (руководитель – кандидат психологических наук Заборина Л. Г.) реализуют социально-значимые проекты, ориентированные на сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Среди них проекты «Домашний патронаж детей-инвалидов с низкой способностью к реабилитации и их семей» (2007-2008 гг.), «Подари радость – получи улыбку» (2009 г.), «Психологическое сопровождение детей со сложными нарушениями в развитии» (с 2011 по настоящее время; стал победителем конкурса инновационных проектов «Молодежь – основной потенциал развития Сибири» в 2011 году), гражданский форум Забайкальского края «Дети – будущее Забайкалья» (2016 г.), «Комплексная программа психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ» (реализуемая на средства гранта Президента РФ) (2017-2018 гг.)

 

 

Дата обновления информации: 10.11.2022