Русская верcия

6+

˄
˅

К

Калашникова Светлана Анатольевна -


1

заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики.

Ученая степень: кандидат психологических наук.

Ученое звание: доцент.

Наименование направления подготовки и (или) специальности: Окончила Забайкальский государственный педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского в 1997 году по специальности «Психология и биология». В 2001-2004 гг. обучалась в аспирантуре Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета по специальности 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии. В 2004 г. защищена кандидатская диссертация в диссертационном совете Барнаульского государственного педагогического университета.

Преподаваемые дисциплины:

Направление 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»: Методология и методы психолого-педагогического исследования, Технологии проектирования адаптированных образовательных программ, Проектирование образовательной среды для обучающихся и воспитанников с ОВЗ, Производственная практика (научно-исследовательская работа), Производственная практика (проектно-технологическая), Комплексная психолого-педагогическая диагностика нарушенного развития, Психолого-педагогическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Производственная практика (проектно-технологическая), Нормативно-правовое обеспечение специального образования лиц с ОВЗ, Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовании, Кризисные состояния личности, Пограничные состояния личности.

 

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии»: Основы нейропсихологии с основами нейропсихологической диагностики и коррекции, Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ, Дифференциальная диагностика лиц с нарушениями в развитии, Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, Практикум по решению профессиональных задач в области диагностической деятельности, Проектирование образовательных программ для воспитанников и обучающихся с ОВЗ, Современные технологии консультативной работы с кризисным клиентом, Производственная практика (научно-исследовательская работа), Производственная практика (преддипломная), Теории развития в возрастной и специальной психологии.

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия»: Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ, Теории развития в возрастной и специальной психологии.

 

Направление 44.03.01 Педагогическое образование, все профили»: Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Направление 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Начальное образование»: Теории и технологии инклюзивного образования в начальной школе.

Направление 37.04.01 Психология, магистерская программа «Общая психология»: Качественные и количественные методы исследований в психологии, Практикум по методам психологических исследований, Проблемы сознания человека, Психологическое здоровье человека.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

- Профессиональная переподготовка по программе «Менеджмент в образовании» (2010 г.);

- «Современные подходы и новые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (72 часа, г. Москва, Московский институт открытого образования, Центр лечебной педагогики, 2012 г.);

- «Работа психолога кризисного центра» (72 часа, г. Санкт-Петербург, «НОУ ДПО «Иматон», 2013 г.);

- «Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы» (72 часа, Московский городской психолого-педагогический университет, Институт проблем инклюзивного образования, г. Москва, 2015);

- «Комплексное сопровождение обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в вузе» (72 часа, ФГБОЦ ВО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск, 2017);

- Диплом о профессиональной переподготовке 750000000827 от 16.03.2018, 270 часов, «Педагог образовательной организации», (2018, Чита, ФГБОУ ВО "Забайкальский государственный университет");

- Удостоверение о повышении квалификации 750000004493 от 10.03.2022, 24 часа, «Электронная информационно-образовательная среда организации», (2022, Чита, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»);

- Удостоверение о повышении квалификации 750000004901 от 03.06.2022, 72 часа, «Инклюзивное образование в учебном заведении», (2022, Чита, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»);

- Удостоверение о повышении квалификации 750000005243 от 03.12.2022, 72 часа, «Организация и содержание экстренной психологической помощи», (2022, Чита, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»);

- Удостоверение о повышении квалификации 750000005426, 36 часов, «Аккредитиционный мониторинг: подготовка, анализ и расчет показателей», (28.04.2023 г., Чита, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»).

 

Основные научные публикации и исследования: Автор более 100 публикаций, среди которых 6 монографий, 19 учебных и учебно-методических пособий, 19 статей, опубликованных в журналах, входящих в список Scopus, и журналах, рекомендованных ВАК РФ, а также статей, опубликованных в сборниках научных трудов и конференций различных уровней. Среди них:

  • Калашникова С. А. Жизненное самоопределение человека с ограниченными возможностями здоровья: к проблеме свободы личности // Ученые записки ЗабГГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 5 (46). С. 220-226;
  • Калашникова С. А. Психологическая модель системы «особый ребенок — жизненная среда» как основа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 3 (23);
  • Калашникова С. А. Личностные ресурсы человека в особых условиях развития (на примере лиц с ограниченными возможностями здоровья): монография. Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. 135 с.;
  • Калашникова С. А. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: актуальные подходы и содержание: учебное пособие. Чита: ЗабКИПКРО, 2014. 147 с.;
  • Психолого-педагогическая оценка инклюзивной образовательной среды (учебно-методическое пособие) / Е. В. Зволейко, С. А. Калашникова; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2015. 263 с.;
  • Основы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации: учебно-методич. пособие / Зволейко Е. В., Калашникова С. А.. Чита: ЗабГУ, 2017. 134 с.
  • Калашникова С.А., Елохина К.А. Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования: системно-ресурсный подход// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. Т. 13. № 3. С. 33-40.
  • Зволейко Е.В., Калашников С.А., Заборина Л.Г. и др. Развитие инклюзивных процессов в образовательных системах: коллективная монография. Чита: ЗабГУ, 2018. 270 с.  
  • Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Калашникова С.А., Глазкова Ю.В., Персидская Е.А.,  Лушина Е.А.; под общ. Ред. С.А. Калашниковой. Чита : ЗабГУ, 2020. 184 с.                
  •             Калашникова С.А. Психологическая готовность будущих педагогов к реализации инклюзивного подхода в образовании: формирование и оценка в процессе обучения // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16. № 4. С. 95–106.  
  • Зволейко Е.В., Калашникова С.А. Психолого-педагогические технологии инклюзивного образования: учебно-методическое пособие. Чита : ЗабГУ, 2021. 164 с.        
  • Зволейко Е.В., Калашникова С.А. Коррекционно-развивающая программа для дошкольника с аутистическим расстройством: эмоционально-смысловой подход // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 10 (124).

Работа по грантам:

- 2012-2013 г. Государственное задание Минобрнауки РФ, № 6.3626.2011 «Развитие психологических ресурсов лиц с ОВЗ». Руководитель.

- 2014-2016 г. Государственное задание Минобрнауки РФ, № 2564.14 «Научно-методическое сопровождение апробации специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья». Исполнитель.

 

Награды:

 

  • Почетные грамоты и Благодарственные письма руководства ЗабГГПУ, ЗабГУ;
  • Почетные грамоты и Благодарственные письма Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края;
  • Благодарственное письмо Губернатора Забайкальского края;
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ.

 

 

Дата изменения информации: 25.09.2023