4 СЕН
2024
Не просто диплом, а настоящий стартап: какие выпускные квалификационные работы выпускников ЗабГУ признаны лучшими в этом году
Выпускники уже защитили свои проекты и выдохнули, а другим студентам пройти этот путь только предстоит. Безусловно, он непрост, но в то же время может быть интересным и захватывающим. И это доказывают студенты ЗабГУ, чьи работы признаны лучшими в этом году. Мы познакомились с некоторыми выпускниками и их научными руководителями и узнали, как им удалось получить наивысшую оценку государственной аттестационной комиссии.
1. Сергей Куликов закончил факультет строительства и экологии, получил специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений». Тема его ВКР – “Многоэтажное офисное здание с каркасно-ствольной конструктивной системой в г. Екатеринбург”.
Сергей поделился, что выбрал именно эту тему, потому что ему понравилась конфигурация здания, которую он увидел на просторах Интернета, и в голове сразу сложилось представление, как его проектировать. Сергей признается: “Трудностей было очень много, компьютер долго выполнял расчеты, потому что не был приспособлен к таким нагрузкам, иногда приходилось ждать несколько дней, чтобы сделать расчеты”. Однако, несмотря на это, он успешно завершил проект и защитил его на высший балл.
Научный руководитель Сергея – директор Центра информационных технологий в строительстве в городе Комсомольске-на-Амуре, доцент кафедры строительства ЗабГУ Юрий Николаевич Чудинов рассказал:
«Работа Сергея была хороша тем, что была выполнена достаточно близко к реальному проекту. Также он использовал не только цифровые технологии, но и глубокие инженерные знания. Без цифровых технологий сейчас никуда, но в основе всего лежат инженерные знания. Если нет таких знаний, то любая программа будет просто игрушкой в руках. У Сергея были хорошие инженерные знания, которые ему еще в школе заложили, и я у Сергея вел два года. Еще важно – желание и умение думать и мыслить».
Сергей провел огромную работу – все расчеты делал не только через программу «Лира», созданную для расчета и проектирования конструкций, но и вручную. В результате проект защитил на высший балл и занял первое место в межрегиональном конкурсе ВКР «Информационное моделирование зданий и сооружений в задачах расчёта строительных конструкций». После участия в конкурсе Сергей получил несколько предложений от работодателей из разных городов России.
2. Анастасия Иванова – выпускница психолого-педагогического факультета. Она получила специальность – психолог в сфере образования. Для своей выпускной работы Анастасия выбрала важную и актуальную тему “Индивидуально-групповая готовность к профессиональному самоопределению обучающихся старшего подросткового возраста”.
“В
процессе обучения стала интересна психология труда, темы поиска смыслов
профессиональной деятельности, мотивации и стимулирования трудовой деятельности.
И, соответственно, как подготовить подростков, которые выбирают профессию, ко
всем этим поискам смысла, мотивации, соотнесению особенностей своей личности и
выбранной профессии”, –
рассказывает выпускница.
Тема оказалась непростой. Иногда Анастасия сомневалась, сможет ли найти рабочие
методы для решения проблемы, описанной в ВКР. Но продолжала читать разные
материалы, расширяя диапазон поиска и используя иностранные источники
информации. “В данной работе это были
материалы британских, немецких, японских и корейских ученых”, – делится Анастасия.
Научный руководитель Анастасии Марина Викторовна Сёмина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования - рассказала, что работа выпускницы получила высокую оценку, поскольку она, во-первых, раскрывает актуальную проблему и имеет высокую научную и практическую значимость, а во-вторых, имеет безупречную теоретическую часть, выстроенную методологически с соответствием задач. Также Анастасия участвовала в международных конференциях, её ВКР неоднократно публиковалась в сборниках, “Еще очень важный момент – это научная дискуссия, которая разыгрывается после представления работы на защите, когда члены комиссии задают вопросы. Насте было задано рекордное количество вопросов, около семи, разной степени сложности. И та культура дискуссии, которую Анастасия показала, была очень высокого уровня. Приятно было наблюдать за этим процессом ”, – поделилась Марина Викторовна.
3. Проект Романа Каратаева на тему “Мероприятия по улучшению условий труда на производстве” - тоже в числе лучших. Основная задача работы, по словам Романа, состояла в том, чтобы снизить класс вредных условий труда с помощью различных мероприятий, включающих обеспечение работника специальными средствами индивидуальной и коллективной защиты. Перед написанием дипломной работы Роман проходил практику в компании “Мангазея Майнинг”. Это стало толчком для успешной работы над проектом, во время создания которого он получал информацию из личного общения с работниками предприятия и руководителями практики.
«Руководители практики – люди понимающие, я задавал им все интересующие меня вопросы и из этого извлекал материал к диплому”, – делится Роман.
Научный руководитель Романа, доцент кафедры «Техносферная безопасность» Татьяна Викторовна Турушева поделилась своими мыслями о работе своего студента: «Роман очень детально подошёл к разработке темы выпускной квалификационной работы, а также показал хорошие навыки ориентирования в действующей законодательной и нормативно-правовой базе. Лично при прохождении практики на предприятии ООО «Мангазея Майнинг» проанализировал условия труда работников и в своей работе предложил актуальные мероприятия, направленные на их улучшение».
4. Татьяна Миронова окончила психолого-педагогический факультет и для дипломной работы выбрала очень важную и щепетильную тему – “Развитие познавательных процессов у ребёнка с умственной отсталостью”. На вопрос “Почему ты выбрала именно эту тему?” Татьяна отвечает: “Во-первых, во время прохождения практик я занималась с девочкой и очень прониклась к ней. Во-вторых, она действительно нуждалась в сопровождении специалистами. И, конечно, вопрос не стоял, для кого я хочу писать эту работу. Естественно, для нее”. Помогала в поиске информации Татьяне руководитель ВКР, профессор кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Елена Владимировна Зволейко. Она рекомендовала выпускнице авторов, которые занимались проблемой развития познавательной сферы у детей с лёгкой умственной отсталостью. Также в работе Татьяна использовала материалы, накопленные за время работы психологом. Трудности возникали в основном по технической части: как соединить весь материал, структурировать его, как грамотно оформить непосредственно саму программу.
Елена Владимировна Зволейко рассказала, что работа выпускницы признана лучшей, поскольку хороша и в теории, и в практической части. К тому же Татьяна уже давно и очень плодотворно работает психологом, что также стало хорошей опорой для написания диплома.Практическая часть составлена у Татьяны на основе ее реального опыта психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычной школе.
5. Юлия Кокорина – выпускница факультета строительства и экологии по программе магистратуры «Природообустройство и водопользование". Направленность - "Экспертиза, контроль и надзор в области природообустройства и водопользования". Тема ВКР – “Анализ пространственно-временных изменений индекса NDVI на территории г. Чита” (NDVI - индекс растительности, показатель для количественной оценки состояния и плотности растительности с использованием данных датчиков).
Выбор такой необычной темы Юлия обуславливает возможностью исследования территории города на основе технологий и данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). “Применение метода ДЗЗ даёт возможность оперативно получать данные, а использование различных алгоритмов их обработки позволяет качественно и информативно анализировать материалы. Полученные в ходе исследования результаты являются актуальными во времени и могут быть использованы для принятия грамотных решений при планировании городской территории”, – рассказывает Юлия о важности своего проекта. Трудности с написанием дипломной работы у Юлии, как и у Татьяны Мироновой, возникали в основном по технической части. Например, нестабильная скорость интернета и необходимость большого объема памяти. Однако, в основном весь процесс, по словам Юлии, был очень интересным и увлекательным.
6. Максим Катанаев – выпускник историко-филологического факультета по специальности “Педагогическое образование”. Тему для написания ВКР Максиму предложил научный руководитель, профессор кафедры европейских языков и лингводидактики Наталья Анатольевна Антропова – “Использование Интернет-ресурсов в информальном лингвообразовании (на примере онлайн-курса английского языка)”.
Максиму было интересно разбираться в современных технологиях онлайн-обучения. О трудностях во время написания работы он говорит так: “Самой сложной частью стали проектирование онлайн-курса и его последующая апробация. Решались эти задачи во время педагогических практик при кафедре европейских языков и лингводидактики. При работе со студентами были собраны предварительные данные для формирования курса, а также проверены на практике подготовленные учебные материалы и типовые задания, предлагаемые в нашем курсе”.
Сам Максим полагает, что его работа была признана одной из лучших в виду актуальности темы и её практического применения. Поскольку феномен информального образования в настоящее время активно исследуется в отечественной педагогической науке, а его применение к изучению иностранных языков представляется интересным широкому кругу лиц. Также Максим поделился, что для написания хорошей дипломной работы главное – грамотно сформулировать тему, хорошо продумать структуру работы и подробно расписать план действий, ведь после этого поиск литературы и написание работы становятся намного проще и интереснее.
7. Никита Куйдин – тоже выпускник историко-филологического факультета, он получил специальность “Учитель истории”. Тема выпускной квалификационной работы – “Политический аспект деятельности патриархов Русской Православной Церкви в XVII веке”.
Выбор темы Никита объяснил так: “Меня изначально интересовали религиозные организации и их взаимодействие с государственными образованиями. Значительную роль на генезис нашего государства оказала Русская Православная Церковь”. Сбор информации проходил путём просмотра сборников XVII века. Также, отмечает Никита, значительное подспорье оказала “Национальная электронная библиотека”. Каких-то глобальных трудностей за время написания дипломной работы у Никиты не возникало, потому как научный руководитель, заведующая кафедрой истории Ольга Анатольевна Яремчук всегда была на связи и помогала в трудные моменты.
Ольга Анатольевна рассказала нам, что работа Никиты выполнена на широкой базе исторических источников XVII века и отличается высокой степенью самостоятельности и новизны: «Никита скрупулезно проработал большой комплекс документов и материалов, представил оригинальные выводы, касающиеся роли патриархов Русской православной церкви в политической жизни Российского государства XVII столетия. Грамотность в использовании исторических фактов, аргументированность и высокий уровень аналитики отличает это исследование».
Это лишь малая часть примеров интересных дипломных исследований, представленных на защите в ЗабГУ и признанных лучшими. Каждый проект по-своему уникален и отражает научные интересы и стремления молодых ученых. Мы верим, что эти работы в будущем найдут свое практическое применение.
Авторы текста: студенты ЖУР-22 Яна Кутузова и Дарья Прокопенюк