Русская верcия

6+

˄
˅

И

Игумнова Екатерина Александровна -


11

профессор кафедры педагогики, руководитель научно-исследовательской лаборатории экологического образования, доктор педагогических наук, доцент,  Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Преподаваемые дисциплины: бакалавриат – «Педагогика», «История педагогики и образования»; магистратура – «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Педагогическая антропология», «Социальная работа в системе научного познания», «Современные социально-педагогические технологии», «Технологии развития критического мышления», «Профессиональная «Я – концепция» социального педагога», «Социальное проектирование в образовательной практике»; аспирантура – «Педагогика высшей школы», «Методология и методы педагогического исследования».

Наименование направления подготовки и специальности: педагогическое направление, учитель биологии-химии. 1985 г. – окончила с отличием Читинский государственный педагогический институт им. Н. Г. Чернышевского: естественно-географический факультет; квалификация: учитель биологии-химии.

Учёная степень: доктор педагогических наук, 2013 г. – защищена диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук по теме: «Экологическое образование школьников в региональном образовательном пространстве (естественнонаучная предметная область)» в диссертационном совете Д 212.154.05 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Учёное звание: доцент.

Руководство магистерской программой «Социально-педагогическая работа в образовательных организациях».

Сфера научных интересов: подготовка будущего учителя как активного субъекта в сфере воспитания школьников в региональном образовательном пространстве, проблемы воспитания и социализации в условиях современных социокультурных вызовов, экологическая культура и созидательная активность личности, современные образовательные технологии (технология учебных вопросов, технология социально ориентированных проектов, технология научного шоу, технология образовательных интегрированных событий, квест-технология и др.), фонопедагогика.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (за 2017-2021 гг.):

  • 2017 г. – Дополнительная профессиональная программа «Менталитет в философском дискурсе образовательной парадигмы». (УПК 16 № 046764, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», 2017 г., Москва);

  • 2017 г. – Дополнительная профессиональная программа «Электронная информационно-образовательная среда организации» (удостоверение о повышении квалификации № 750000001270, 2017 г., ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»);

  • 2017 г. – Дополнительная профессиональная программа «Инклюзивное образование в высшем учебном заведении» (Удостоверение о повышении квалификации № 750000001185, 2017 г., ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»);

  • 2020 г – Дополнительная профессиональная программа «Профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование» (Удостоверение о повышении квалификации № 750000003344, 2020 г., ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»);

  • 2021 г. – Дополнительная профессиональная программа «Педагогика и психология современной высшей школы в эпоху цифровой трансформации» (Удостоверение о повышении квалификации № 772 414 025 088, 2021 г., ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)»).

Научные проекты и гранты:

  • 2010 г. – тема НИР «Созидательная активность личности в образовательном пространстве университета» (ФГНУ ЦИТиС № госрегистрации 01201052261. Инв. № 100204103534);

  • 2011 г. – тема НИР «Подготовка студентов к педагогическому сопровождению процесса социализации личности в региональном образовательном пространстве»;

  • 2012-2014 гг. – тема НИР «Технология социального взаимодействия как фактор развития регионального образовательного пространства» (Государственное задание вузу Минобрнауки РФ, № 6.2229.2011);

  • 2012-2014 гг. – тема НИР «Проблемы естественнонаучного образования и подготовки учителя современной школы» (Государственное задание вузу Минобразнауки РФ из средств проекта: № 6.2266.2011);

  • 2014 г. – тема НИР «Содержание и технологии подготовки учителя как условие успешности школьника» (Грант № 133-Гр ЗабГУ);

  • 2016 г. – тема НИР «Дидактический инструментарий в условиях открытого образовательного пространства» (Грант № 205-Гр ЗабГУ);

  • 2019 г. – тема НИР «Интеграция в открытом образовательном пространстве как фактор профессионального роста субъектов образования» (Грант № 270-Гр ЗабГУ).

Участие в редколлегии научных журналов:

  • «Биология в школе» (журнал из списка ВАК РФ);

  • «Учёные записки Забайкальского государственного университета» (журнал из списка ВАК РФ). 

Членство в организациях:

  • Байкальское отделение Научного Совета по проблемам экологического образования при президиуме РАО;

  • Краевой научно-методический совет (Министерство образования и науки Забайкальского края);

  • Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание»;

  • Российское общество «Знание»;

  • Региональная общественная организация «Забайкальское педагогическое общество»;

  • Оргкомитет по проведению в Забайкальском крае ежегодной региональной экологической акции «Охранять природу – значит любить Родину!» (при Правительстве Забайкальского края);

  • Общественная инициативная группы по созданию памятника природы в г. Чите «Красная горка».

Публикации: Автор более 250 научных и учебно-методических работ, из них – 8 монографий, 6 учебных пособий, 41 статья в журналах, рекомендованных ВАК РФ, 2 статьи в журнале базы Scopus. 

Анализ публикационной активности автора баз данных eLIBRARY.RU и РИНЦ 

Монографии:

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Серебрякова С. С., Филиппова Т. Г. Интеграция в открытом образовательном пространстве как фактор профессионального роста педагогов. Чита: ЗабГУ, 2020. 294 с.

  • Актуальные проблемы образования: вызовы и тенденции / Эрдынеева К. Г., Рогова А. В., Улзытуева А. И., Игумнова Е. А. и др. Чита: ЗабГУ, 2016 г.

  • Бордонская Л. А., Голобокова Г. И., Игумнова Е. А., Лучкина Т. В., Старостина С. Е. Современная работа студентов в современном вузе / Под редакцией Л. А. Бордонской. Забайкал. гос. ун-т, Чита, 2015. 235 с.

  • Игумнова Е. А. Экологическое образование школьников в региональном образовательном пространстве: теория и практика: монография. Новосибирск: Наука, 2013. 192 с.

  • Игумнова Е. А. Глава 6. Экологическое образование как фактор обеспечения экологической безопасности. Современные проблемы экологической безопасности трансграничных регионов. (Монография). / А. В. Афонин, С. В. Гагаркина, И. П. Глазырина и др. Новосибирск: Наука, 2013. С. 260-287.

  • Игумнова Е. А. Экологическое образование в региональном образовательном пространстве: теоретический аспект: монография / Е. А. Игумнова. - Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2012. - 216 с.

  • Игумнова, Е. А. Социоприродное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры: монография / Е. А. Игумнова, В. П. Горлачёв, О. В. Корсун и др.; отв. ред. В. П. Соломин. Новосибирск: Наука, 2008. 284 с.

  • Игумнова Е. А. Регионализация образования (на примере Забайкалья): коллективная монография / Л. А. Бордонская, М. И. Гомбоева, Л. В. Черепанова, Е. А. Игумнова, В. П. Горлачёв и др. Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2007. 313 с. 

Статьи в журналах базы Scopus: 

  • Bordonskaya L.A., Igumnova E.A., Erdyneeva K.G., Serebryakova S.S., Sleptsova G.N. The study of the integration state in the education system in the conditions of open educational space //Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 131. С. 871-882.

  • Erdyneyeva K.G., Shvetsov M.Y., Igumnova E.A., Gorlachev V.P., Pavlov I.V., Kozachkova, O.V., Schepkina N.K., Makarova E.V. The structure and content of senior pupils research position formation: case of analytical chemistry  // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2016. Т. 11. № 1. С. 1-9.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ (2016-2021 гг.):

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Серебрякова С. С. Ценности и воспитательный потенциал содержания естественно-научного образования // Философия образования. 2021. Т. 21. № 2. С. 5-26.

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Серебрякова С. С. 25-летний юбилей научно-исследовательской лаборатории по проблемам высшей школы Забайкальского государственного университета // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16. № 4. С. 161-174.

  • Игумнова Е. А., Вейнер А. В., Макарова Е. С., Решетникова Е. С. Региональный онлайн экостартап «#МУСОР.НЭТ. #ЭКОЛОГИЯ.ДА» как средство формирования культуры устойчивого развития у подростков // Биология в школе. 2021. № 8. С. 34-41.

  • Игумнова Е. А., Сорока И. Ю. Опыт применения квест-технологии в дополнительном образовании по краеведению // Преподавание истории в школе. 2021. № 10. С. 48-54.

  • Сараева Н. М., Игумнова Е. А., Махнач А. В., Микляева А. В., Горьковая И. А., Лактионова А. И., Постылякова Ю. В., Суханов А. А. Гражданская наука и международная коллаборация в социально-психологическом исследовании / Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 4 (24). С. 6-33.

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Корсун О. В. Научное шоу как вариант современной формы обучения во внеурочной деятельности // Биология в школе. 2020. № 5. С. 55-56.

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Серебрякова С. С. Организационно-содержательные аспекты научного шоу «Мир цвета и цвет в мире» // Школа будущего. 2019. № 5. С. 8-15.

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А. Интеграция в открытом образовательном пространстве как фактор профессионального роста будущих педагогов XXI века // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 5. С. 48-56.

  • Эрдынеева К. Г., Клименко Т. К., Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Левданская Ю. Ю. Университет как субъект региона в развитии: методологические подходы, принципы // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 1. С. 6-16.

  • Сараева Н. М., Игумнова Е. А., Суханов А. А. Исследовательская деятельность по изучении экологического состояния атмосферы в городе Чите (в рамках реализации образовательной части проекта по анализу жизнеспособности школьников и студентов Забайкальского края) // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 5. С. 147-152.

  • Игумнова Е. А., Воронова В. В. Реализация педагогических идей И. Н. Жукова в современном детском и молодёжном общественном движении // Учёные записки ЗабГУ. Серия Педагогические науки. 2018. Том 13, № 5. С. 42-52.

  • Игумнова Е., Радецкая И., Локтева А. Уроки литературы. Квест-технология на уроках литературы как средство, содействующее достижению у обучающихся метапредметных результатов (на примере квеста «Гоголь путешествует во времени») // Русская словесность. 2018. № 6. С. 87-95.

  • Игумнова Е. А., Рацина В. Н. Опыт проектирования и реализации программ повышения квалификации на основе профессиональных задач педагога // Инновации в образовании. 2017. № 10. С. 36-51.

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Ладыгина И. В. Ценностные аспекты овладения будущими педагогами современными информационно-коммуникационными технология // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 12. № 6. С. 6-12.

  • Игумнова Е. А., Горлачёв В. П., Корсун О. В. Опыт организации регионального эколого-патриотического проекта «Охранять природу – значит любить Родину» // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Сер. Педагогические науки. 2017. № 5. Том 12. С. 97-106.

  • Игумнова Е. А. Преемственность в развитии созидательной активности младших школьников и подростков в деятельности детского объединения «Лесная страна» // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35). С. 12-20.

  • Игумнова Е. А. Диалогическое взаимодействие – вектор развития современного образования // Педагогический имидж. 2016. № 3 (32), С. 8-15.

  • Игумнова Е. А., Лучкина Т. В. Дневник как средство сопровождения будущего педагога на практике // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 1 (21). – 2016. – С. 106-113.

  • Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Проектирование образовательного квеста на основе технологической карты // Биология в школе. 2016. № 6. С. 31-40.

  • Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27695128

  • Игумнова Е. А. Радецкая И. В., Сорока И. Ю. Опыт применения квест-технологии в профильном лагере экологической направленности // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2016. Т. 11, № 5. С. 17-27. 

Учебные пособия (за 2016-2021 гг.):

  • Игумнова Е. А., Анудариева Д. Ц., Пушкарёва М. С., Сычёва О. А. Учебно-исследовательская деятельность в естественно-научном образовании; под редакцией Е. А. Игумновой; Забайкальский государственный университет. Чита: Забайкальский государственный университет, 2020. 175 с.

  • Радецкая И. В., Игумнова Е. А. Квест-технология в деятельности детских общественных организаций и объединений: учебное пособие. Забайкал. гос. ун-т. Чита: ЗабГУ, 2019. 145 с.

  • Эрдынеева К. Г., Игумнова Е. А., Левданская Ю. Ю., Попова Н. Н. и др. Учебное пособие «Актуальные проблемы науки и образования. Инновации в образовании: / [Т. К. Клименко и др.]. Чита: ЗабГУ, 2018. 336 с.

  • Игумнова Е. А. Квест-технология в образовании. Учебное пособие. / Игумнова Е. А., Радецкая И. В. // Чита: ЗабГУ, 2016. 184 с.

  • Игумнова Е. А. Исследователь: учусь читать мир: практикум / Е. А. Игумнова, Д. Ц. Анудариева, О. А. Сычёва, Г. М. Губова // Чита, ИРО Забайкальского края, 2016. 64 с.

Награды: Почётная грамота Министерства образования РСФСР (1990 г.); знак Почёта ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского за заслуги в области высшего педагогического образования (2012 г.); Почётное звание «Почётный работник высшего профессионального образования РФ» (2014 г.); Благодарственные письма и Почётные грамоты Министерства образования и науки Забайкальского края, Министерства природных ресурсов Забайкальского края, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр» и других организаций; Общественная награда «Гордость Забайкальского края» (2018 г.), Знак отличия Законодательного Собрания Забайкальского края «За вклад в развитие Забайкальского края» (2020).

Общий стаж работы: 36 лет.

Стаж работы по специальности: 36 лет.

Контактная информация:
e-mail: igumnova1@mail.ru

Дата обновления информации 22.01.2022