ЗабГУ / научная деятельность / научная инфраструктура / Забайкальский центр гражданской науки
Забайкальский центр гражданской
(волонтерской) науки
Руководитель: кандидат социологических наук, доцент Анна Викторовна Шапиева,
тел.: 8 (3022) 21-86-36,
e-mail: np_zabgu@mail.ru.
Группа ВКонтакте: https://vk.com/naso_zabgu.
Центр создан с целью координации и поддержки деятельности ученых, реализующих научные проекты с участием волонтеров на территории Забайкальского края.
Стратегическая цель – популяризация науки, развитие гражданской науки как особого формата организации научных исследований и разработок в регионе, формирование исследовательских компетенций населения для будущего кадрового резерва сферы науки и технологий.
Основные понятия
Научное волонтерство (гражданская наука, наука граждан, citizen или community science) – концепция и форма сотрудничества при проведении научного исследования, как правило, проводимого под руководством ученых, которая предполагает вовлечение в производство нового знания представителей широкой общественности (граждан), вне зависимости от наличия у них научного образования или опыта соответствующей профессиональной деятельности.
Научный волонтер / доброволец («гражданский ученый») – это любое физическое лицо, которое вносит свой вклад в развитие научного знания, основываясь на принципах волонтерской деятельности.
Научные волонтерские отряды – это добровольное объединение граждан от 10 до 15 человек, изъявивших желание бескорыстно (без извлечения прибыли) выполнять научно-исследовательскую деятельность в рамках проекта гражданской науки по какому-либо направлению научного знания, принимать участие в организации научных событий, освещать и популяризировать науку.
Научный проект с участием научных волонтеров – это проект, реализуемый структурными научными подразделениями, а также коллективами или отдельными учеными / членами научно-педагогического состава научных и образовательных организаций высшего образования при участии в сборе, анализе и обработке информации научных волонтеров. Научный проект направлен на создание уникального продукта и услуги в заданной области научного знания.
Центр гражданской (волонтерской) науки – это структурное подразделение Забайкальского государственного университета, которое оказывает административную, ресурсную, организационную, информационную и методическую помощь ученым (коллективам ученых) в сфере реализации их научных проектов с привлечением научных волонтеров.
Проект «Люди науки» организован Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования и науки и стал возможен благодаря финансовой поддержке Фонда президентских грантов. Цель проекта - способствовать популяризации в России гражданской науки, развивать ее инфраструктуру и предоставить инструмент для ее развития. Проект некоммерческий и не имеет цели извлечения прибыли. Портал проекта: https://citizen-science.ru/about/#who_we_are.
Принципы организации и виды научного волонтерства
Принципы адаптированы на основании декларации принципов гражданской науки, подготовленной рабочей группой «Обмен опытом и развитие способностей» в рамках Европейской ассоциации гражданской науки под руководством Музея естествознания в Лондоне.
Ключевыми принципами организации научного волонтерства на базе Центра являются:
1. Принцип участия. Проекты гражданской (волонтерской) науки предполагают участие неспециалистов в научных проектах, которые ведут к новому знанию и пониманию. Роль неспециалиста (гражданина) в проекте определяется в соответствии с поставленными в исследовании задачами.
2. Принцип подлинности. Проекты гражданской (волонтерской) науки предполагают получение подлинного научного результата.
3. Принцип полезности. Все участники научных исследований, извлекают взаимную выгоду, как профессиональные ученые (научно-педагогические работники), так и научные волонтеры. К этому можно отнести публикацию научных результатов, повышение квалификации, популяризацию науки, результатов научных исследований, формирование кадрового резерва сферы, пополнение базы данных, обеспечение доступа волонтеров к научным ресурсам, совершенствование исследовательских компетенции молодежи, досуг и социальную повестку, сопричастность к изменениям и др.
4. Принцип равенства. Научные волонтеры (гражданские ученые) могут проявлять себя на всех этапах научного процесса. Это может быть постановка исследовательских вопросов, разработка методов, сбор и анализ информации, а также распространение результатов.
5. Принцип «обратной связи». Научные волонтеры должны иметь возможность получения информации о проекте (результатах проекта) после участия в нем. Например, они имеют право знать, как используются собранные ими данные, каковы научные, политические и социальные последствия проекта.
6. Принцип научного подхода. Гражданская (волонтерская) наука опирается на научные подходы, имеющие свои ограничения и недостатки, которые необходимо учитывать и контролировать. В отличие от большинства традиционных исследовательских подходов гражданская наука разрабатывает механизмы широкого привлечения общественности и делает ставку на демократизацию науки.
7. Принцип открытости. Данные и метаданные проектов гражданской (волонтерской) науки должны быть открыты и доступны общественности. Все результаты исследований публикуются в формате «открытого доступа» (open acсess) (по возможности). Обмен информацией возможен во время или после реализации проекта, если это только не угрожает чьей-либо безопасности или частной жизни или не противоречит нормам открытого опубликования.
8. Принцип публичности. Имена гражданских ученых, факт участия научных волонтеров упоминаются в результатах исследований и публикациях.
9. Принцип оценки. Программы гражданской науки оцениваются по их научному вкладу, качеству полученных данных, опыту участия, а также масштабам влияния на общество и политику.
10. Принцип «права и этики». Лидеры проектов гражданской науки учитывают правовые и этические аспекты, касающиеся авторского права, интеллектуальной собственности, соглашения об обмене информацией, конфиденциальности, ответственности, влияния на окружающую среду. Гражданские ученые соблюдают нормы этического кодекса научного волонтера, этические особенности научной деятельности.
Виды научного волонтерства (согласно списку направлений citizen science из «белой книги» Европейского Союза):
1. Collective intelligence (использование когнитивных способностей для решения задач) – проекты, в которых волонтеры работают над небольшой частью какой-то задачи, ищут оптимальное решение, анализируют изображения или расшифровывают тексты. Например, в проекте Penguin Watch волонтеры отмечают на фото пингвинов, их птенцов и яйца, а в проекте Hubble Asteroid Hunter – ищут на снимках астероиды.
2. Pooling of resources (использование технических ресурсов для помощи ученым) – проекты, для которых волонтеры предоставляют ученым неиспользуемые вычислительные мощности или данные с приборов, собранные в автоматическом режиме. Например, Folding@home использует распределенные вычисления для симуляции молекулярной динамики белков при исследовании различных заболеваний. Gerasim@home – первый российский проект распределенных вычислений.
3. Data collection (сбор данных) – проекты, в которых волонтеры активно участвуют в сборе данных, например, фотографируя растения, животных или звездное небо. Это, например, iNaturalist - крупнейшая платформа, объединяющая наблюдателей со всего мира, или проект Dark Sky Meter, в котором пользователи со всего мира используют камеры телефонов, чтобы измерять световое загрязнение по ночам.
4. Grassroots activities (любительские проекты) – работа любителей, например, космические наблюдения с помощью домашних телескопов.
5. Participatory experiments (участие в экспериментах) – проекты, в которых волонтеры участвуют в качестве испытуемых, как в лабораторных исследованиях, так и дистанционно, заполняя анкеты или опросники. Так, проект The Music Lab исследует восприятие музыки, предлагая испытуемым небольшие игры на своем сайте.
6. Serious games (вовлечение в игры, специально созданные для решения научных задач) – проекты, в которых процесс анализа данных облечен в игровой формат. Например, проект EyeWire предлагает пользователям решать 3D-паззлы, соединяя нейроны мозга, а EteRNA – подобрать структуру молекулы РНК лучше, чем другие пользователи.
7. Analysis tasks (решение задач, связанных с анализом информации) – выполнение различных исследовательских задач в самых разных научных проектах. Кроме того, в документе предлагается еще несколько критериев для классификации деятельности в рамках citizen science.
Проекты гражданской (волонтерской) науки могут быть реализованы в формате:
-
оффлайн или онлайн;
-
любительском или профессиональном (в смысле использования профессиональных навыков, например, по программированию или обработке данных, но без статуса ученого);
-
разовом или продолжительном;
-
исходить, прежде всего, из задач исследования или задач общества (как, например, многие экологические проекты);
-
локальном (масштабы своего региона) или глобальном (масштабы мира в целом);
-
официальном или неофициальном.