Русская верcия

6+

˄
˅

Научно-исследовательская лаборатория

 региональных исследований психики

 

Лаборатория была создана в мае 2002 года. Название - лаборатория системных исследований психики.

С 2005 г. название изменилось - лаборатория региональных исследований психики

В 2013 году лаборатория прошла перерегистрацию и с тех пор является структурным научно-исследовательским подразделением За­байкальского государственного университета.

Руководитель лаборатории – Н.М. Сараева, доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии.

 Цель создания лаборатории – проведение теоретических и эмпирических исследований состояния психики человека в осложненных в условиях жизненной среды (на примере Забайкальского края).

Деятельность лаборатории осуществлялась и осуществляется согласно Положению в соответствии с долгосрочными комплексными программами научно-исследовательской деятельности на 2002-2005; 2006-2007 г.г.; 2008 - 2010; 2011-2015  и т.д. годы.

Были определены основные направления НИР:

  • Психологический статус человека, постоянно проживающего в условиях экологического неблагополучия;
  • Человек в особых условиях деятельности и жизнедеятельности;
  • Психологическая адаптация человека к осложненным условиям жизненной среды;
  • Жизнеспособность человека в осложненных условиях жизненной среды;
  • Развитие субъектности личности: экопсихологический подход.

Исполнителями НИР являлись следующие сотрудники всех кафедр психолого-педагогического факультета: Бобылева Л.А., Гвоздев В.А.,  Заборина Л.Г., Ишмухаметов Р.Р., Калашникова С.А., Макарова Н.А., Михайлова О.П., Мысникова Э.А., Суханов А.А.,, Титова Е.Ю. Все они обучались в аспирантуре ЗабГГПУ/ЗабГУ под руководством Н.М. Сараевой.  

 

В 2009 г. Лаборатория завершила разработку темы «Психологический статус человека, проживающего на территории экологического неблагополучия». В 2010 г. Сараевой Н.М. защищена диссертация на соискание ученой степени доктора  психологических наук "Интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории". М.: РУДН.

 

Лаборатория приступила к разработке новой, смежной, темы «Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды».

Тема Н.М. Сараевой "Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды (на примере населения Забайкальского края)" зарегистрирована во ВНТИЦ (№ 01201064501); тема А.А. Суханова "Психологическая адаптация человека в регионе экологического неблагополучия" зарегистрирована там же (№ 01201064502).

Исследования осуществлялись в разных формах, в том числе проводились Полевые исследования в форме экспедиций (за последние 5 лет 2 экспедиции).

Дано теоретико-методологическое обоснование новой постановки проблемы психологической адаптации как системной характеристики системы «человек - жизненная среда, природная и социальная». Разработана теоретическая модель психологической адаптации. Создана концепция психологической адаптации человека в  осложненных условиях жизненной среды (на примере региона экологического неблагополучия (РЭН).

Теоретически обосновано и эмпирически подтверждено существование специфики психологической адаптации населения, родившегося и постоянно проживающего на «загрязненных» территориях РЭН. Специфика состоит в общем, но неодинаковом на разных уровнях снижении показателей психологической адаптации населения, родившегося и длительно проживающего в регионе экологического неблагополучия. Специфика рассматривается как следствие реализации особой энергосберегающей стратегии адаптации, – минимизирующей адаптации.

В последние годы вычленилась особая задача НИР лаборатории - провести теоретико-эмпирический анализ жизнеспособности людей, родившихся и длительно проживающих в регионе экологического неблагополучия.

 

Защита диссертаций за последние 5 лет

 

В 2013 г. защищена кандидатская диссертация Н.А. Макаровой «Формирование социального  интеллекта как фактора самореализации педагога». Чита, ЗабГУ.

В 2015 г. представлена к защите кандидатская диссертация Э.А. Мысниковой «Психологическая адаптация юношеского населения, проживающего в регионе экологического неблагополучия», СПб., РГПУ им. А.И. Герцена (до 2017 г. была приостановлена деятельность совета по защите)

 

Проведенные за последние 5 лет научные конференции

 

2012 г. Н.М. Сараева  была включена в рабочую группу подготовки V съезда Российского психологического общества (направление "Психология современного мегаполиса", симпозиум "Мегаполис –  территория экопсихологических рисков").

2013 г. Проведена Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды».  Чита, ЗабГУ, 18-19 апреля 2013 г.

Лаборатория принимает участие в проведении ежегодной (2012-2016 г.г.) всероссийской молодежной научно-практической конференции «Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы»

 

Гранты и другая финансовая поддержка НИР за последние 5 лет

 

 

1. 2012-14 г.г. - Разработка темы "Психологическая адаптация и развитие человека  в осложненных условиях жизненной среды" в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ № 6.3657.2011.

2. 2012-2013 г.г. Грант РГНФ (проект №  12-06-00025 "Снижение показателей психологической адаптации как следствие длительного проживания населения в регионе экологического неблагополучия").

3. 2014-2016 г.г. Грант РГНФ (проект №  14-06-00576  «Становление субъектности на разных этапах онтогенеза: экопсихологический подход»).

 

Публикации по итогам работы лаборатории

                      Опубликованы  авторские и коллективные монографии, главы в монографиях.

1. Эколого-психологические проблемы качества жизни: региональные аспекты: коллективная монография. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. 159 с.

2. Панов В.И., Сараева Н.М., Суханов А.А. Влияния экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей: Монография. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 216 с.

3. Регионализация образования (на примере Забайкалья): коллективная монография / под ред. Л.А. Бордонской и др.  Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т., 2007. 312 с.

4. Сараева Н.М. Психологический статус человека, живущего на экологически неблагополучной территории (в Читинской области): монография. М: Изд-во ЛКИ, 2008. 176 с. 

5. Сараева Н.М.. Состояние психики человека в условиях экологического неблагополучия: монография. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 290 с.  ISBN 978-3-8433-2212-6.

6. Панов В.И., Сараева Н.М. Методологические и методические проблемы исследования состояния психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории // Современная экспериментальная психология. В 2 томах / под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. Т. 2. Глава 48. С. 281-296.

7. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: Коллективная монография. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2011. 322 с.

8. Экопсихология развития человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография / под общ. ред. В.И. Панова, Ш.Р. Хисамбеева. ФГНУ «Психологический институт РАО»; СПб.: Нестор-История, 2013. 384 с.

9. Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды: коллективная монография / под научной ред. Н.М. Сараевой  /Сараева Н.М., Суханов А.А., Ишмухаметов Р.Р., Мысникова Э.А., Гвоздев В.А. Чита: издательство ЗабГУ, 2014.  339 с.

10. Сараева Н.М., Суханов А.А. Психологическая адаптация юношеского населения, родившегося и проживающего на экологически неблагополучной территории // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты» / Отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН≫, 2016. – Раздел 2. Глава 6 (Труды Института психологии РАН). С. 144-155.

11. Суханов А.А. Психологическая адаптация человека в регионе экологического неблагополучия: монография. Чита: ЗабГУ, 2017 337 с. (в печати).

Учебные пособия

 

1. Михайлова О.П. Оптимизация умственной работоспособности детей младшего школьного возраста. Чита: ЗабГПУ, 2005. 133 с.

2. Сараева Н.М., Суханов А.А. Принцип системности в экопсихологическом исследовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700.68)  - «Педагогика»; направлению   521000  (030300.62) –  «Психология», получившее гриф Учебно-методического объединения при РГПУ имени А.И. Герцена. М.: КРАСАНД, 2010. 112 с.

3. Ишмухаметов Р.Р. Проблемы самореализации личности: Учебное пособие. М.: КРАСАНД, 2010.  104 с.

 

Материалы научно-практических конференций

 

1. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: материалы всероссийской научно-практической конференции (18-19 ноября 2010 г.) /Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2011. 360 с.

 

2. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: Материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Чита, 18-19 апреля, 2013 г.). М.: ЛЕНАНД, 2013. 552 с. 

 

Опубликованы статьи в зарубежных изданиях (Украина, Болгария, Чехия, Белоруссия).

Опубликовано несколько десятков статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

 

1 2
3 5


 

Практические результаты исследований

 

Практическим результатом работы лаборатории стало создание в г. Балей Центра социально-психологической помощи при городском управлении образования. Ходатайство об его организации исходило от Лаборатории (весна 2003 г.). КОПОН и МП администрации Читинской области выделил деньги для этой цели. А.А. Суханов осуществлял научно-методическое руководство деятельностью Центра.

Материалы исследования вошли в содержание учебных курсов «Экологическая психология: региональные аспекты», «Влияние экологических факторов на психологический статус человека в Забайкалье», «Условия и факторы психического развития субъектов образовательного процесса: региональный аспект», включенных в учебный план подготовки педагогов-психологов, психологов и магистров ЗабГУ. Для школьных психологов и учителей составлены рекомендации по оптимизации умственной работоспособности младших школьников, которые внедрены в учебный процесс.

 

Сотрудничество с другими кафедрами, лабораториями, вузами

 

2008 г. Заключен и продолжает выполняться договор о творческом сотрудничестве с Лабораторией экопсихологии развития Психологического института РАО.

 

Международные научные связи

 

С лабораторией экологической психологии Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины

Вместе с преподавателями научные исследования выполняли и выполняют сейчас десятки студентов, магистранты, аспиранты очного и заочного обучения. Студенты участвуют в полевых исследованиях, сборе и обработке данных. На этой основе они имеют возможность писать тезисы и статьи, участвовать в научных конференциях. Защищены выпускные квалификационные работы, магэ.истерские диссертации.

Сотрудники лаборатории (2017 г): кандидат психологических наук, доцент А.А. Суханов, кандидат психологических наук, доцент И.Л. Галиакберова, кандидат психологических наук, доцент Р.Р. Ишмухаметов, старший преподаватель Э.А. Мысникова.

 

6
1