ЗабГУ / сведения об образовательной организации / доступная среда / О приспособленных средствах обучения и воспитания
Информация о приспособленных средствах обучения и воспитания
Университет создает специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения среднего профессионального и высшего образования. Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных адаптированных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение безбарьерного доступа в здания Университета и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы. В структуре Университета работает специальное структурное подразделение Региональный центр инклюзивного образования, который решает следующие задачи:
-
создание условий для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ различных нозологий по программам дополнительного и высшего образования;
-
организация проведения профессиональной ориентационной работы;
-
организация сопровождения абитуриентов-инвалидов на этапе довузовской подготовки;
-
социально-психолого-педагогическое сопровождение для разных категорий студентов-инвалидов;
-
формирование единой методической базы и единой системы требований и упорядочивания содержательной стороны деятельности педагогов факультетов по социально-реабилитационному сопровождению студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
-
координация межведомственного взаимодействия, в том числе с образовательными учреждениями и организациями для обеспечения качества, доступности и непрерывности процесса образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
В реализации адаптированных образовательных программ высшего образования участвуют специалисты по учебной и воспитательной работе кафедр и факультетов, а также при необходимости привлекаются тьюторы, психологи (педагоги-психологи, специальные психологи), социальные педагоги (социальные работники), специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения, сурдопедагоги, сурдопереводчики, тифлопедагоги.
Для студентов с ОВЗ и инвалидов в образовательной организации обеспечивается организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, профилактически-оздоровительное и социальное сопровождение учебного процесса.
Организационно-педагогическое сопровождение со стороны сотрудников Регионального центра инклюзивного образования и факультетов способствует своевременному и качественному прохождению учебы студента с ОВЗ инвалидов в соответствии с календарным учебным графиком в условиях инклюзивного обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение состоит в оказании консультаций и психологической поддержки студентам с ОВЗ и инвалидов в ситуациях личностных, межличностных и учебных затруднений, рекомендаций в части профессионального выбора и становления.
Профилактически-оздоровительное сопровождение осуществляется на базе университетского здравпункта и направлено на поддержание здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
Социальное сопровождение со стороны сотрудников Регионального центра инклюзивного образования и учебных факультетов реализует помощь и социальную поддержку студентов с ОВЗ и инвалидов, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Для студентов с ОВЗ и инвалидов организуется волонтерская помощь, обеспечивается их участие в студенческом самоуправлении, в работе общественных организаций, в научной, творческой, спортивной жизни университета, в культурно-досуговой деятельности, участие в олимпиадах, конкурсах.
Обучение по образовательным программам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в Университете с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Исходя из психофизического развития и состояния здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организуются занятия совместно с другими обучающимися в общих группах, используя социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.
Рабочие места в специализированных аудиториях для студентов с ограниченными возможностями здоровья оборудованы адаптированной мебелью на первом этаже корпуса. В фойе учебных корпусов размещены инвалидные коляски для мобильности студентов с поражением опорно-двигательного аппарата. Для эффективного обучения студентов с нарушениями зрения активно применяются специализированные компьютерные технологии для слепых и слабовидящих. Такие технологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих звуковое (с помощью программ синтеза речи NVDA, JWS) представление компьютерной информации и позволяющих студентам-инвалидам самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения. Рабочие места для студентов данной категории оборудованы на первом этаже корпуса и оснащены стационарными и мобильными увеличительными лупами, видео увеличителями, аудиальными системами, диктофонами. Полностью оборудована специализированная аудитория для студентов с проблемами зрения.
Для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха могут быть предоставлены услуги сурдопереводчика. На занятиях и лекциях у студентов данной категории используются специальные технические средства – мультимедийное оборудование: телевизоры с большой диагональю, слайд-проекторы с экранами, радиокласс «Сонет-РМ», текстофоны, слуховые петли, диктофоны. Для оперативной связи и передачи информации для глухих студентов сотрудниками Регионального центра инклюзивного образования используется дистанционная связь по скайпу с сурдопереводчиком, расположенным в ЗРО ОООИ «ВОГ». Связь обеспечивается через планшетные компьютеры Plane 1601 3G.
Студенты-колясочники обучаются в оборудованной аудитории с адаптированной мебелью (специальная мебель, регулирующаяся по высоте и наклону), выделенными местами, мультимедийное оборудование, звукозаписывающие устройства диктофоны, тифлофлешплееры.
Разработана версия сайта ЗабГУ для слабовидящих студентов. На сайте университета создан специальный раздел РЦИО для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, где представлена информация обо всех мероприятиях, проводимых для данной категории студентов.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Университете устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, на основании соблюдения принципов здоровье сбережения и адаптивной физической культуры, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных залах, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Для студентов с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта.