Русская верcия

6+

˄
˅

25
НОЯ

2022

Стартовал цикл публичных лекций преподавателей ЗабГУ о ценностных ориентирах современной России



В Забайкальском государственном университете прошли мероприятия первого блока публичных лекций «Ценностные ориентиры современной России: взаимодействие молодёжи, религии и государства», посвящённых буддизму. Открыл цикл выступлений доктор философских наук, профессор кафедры философии ЗабГУ Артём Жуков, который рассказал слушателям о распространении буддизма в Забайкалье и восприятии буддийских идей в религиозном сознании русских.

Одна из лекций учёного была посвящена влиянию буддизма на культуру русского населения в XVII-XIX веках. Он объяснил механизмы проникновения идей, обычаев и традиций буддизма в сознание и быт казаков, крестьян и семейских в процессе освоения российским государством территорий Забайкалья.

Профессор Забайкальского госуниверситета рассказал о том, что первичное впечатление русских от знакомства с буддистами существенно отличалось от того, как буддизм воспринимался в начале XX века, и от сегодняшнего восприятия этой религии и культуры. Изначально казаками буддизм понимался как язычество и идолопоклонничество, как нечто священное и высокое, но абсолютно чуждое православному миру. Однако каждый человек, который сталкивался с буддийской конфессией и буддийским культом, был поражен ими.  Из чего впоследствии был сделан вывод, что с людьми, исповедующими буддизм, можно взаимодействовать.

Как языческое капище буддизм воспринимался русскими непродолжительное время. Причиной этому стали идеи самого буддизма, который свою основную задачу – помощь людям – никогда не связывал ни с религиозной проповедью, ни с политическим противостоянием.

На изменение отношения русских к буддийской культуре повлияло и присоединение отрядов бурят и эвенков к казакам, которые впоследствии стали боевым братством и вместе защищали государственную границу.

Взаимодействие русской и буддийской культур прослеживалось и на бытовом уровне. Этому способствовали полосная система расселения, возникновение хозяйственных связей и создание смешанных браков, в результате которых перенимались жизненные уклады, привычки, обычаи и традиции. Так возникла метисная культура, которая содержит в себе как элементы буддизма, бурятского шаманизма, так и православия.

«Если первоначально культура коренного населения территории Забайкалья понималась как нечто инородное, то в процессе усиления взаимодействия она сначала стала восприниматься как чужое, но полезное, то, что можно использовать в жизни, а затем это полезное превратилось в своё родное, собственное. В конце XIX века проживающие в Забайкалье народности в повседневности практически перестали видеть разницу между собой, и возникло определение «забайкальцы» – люди, которые живут за Байкалом и имеют определенный общий круг идей, в который входят, в том числе и идеи буддизма», – резюмировал Артем Жуков.

Пресс-служба ЗабГУ