Русская верcия

6+

˄
˅

Ч

Черепанова Лариса Витальевна -

 

2доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания.

Окончила Читинский государственный педагогический институт им. Н. Г. Чернышевского, обучалась в аспирантуре при Лаборатории обучения русскому языку Института общего среднего образования РАО (Москва), где защитила в 1997 г. кандидатскую диссертацию по проблемам обучения учащихся аудированию «Обучение аудированию учебно-научных текстов учащихся 5 классов» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник В. И. Капинос).

В 2005 г. защитила докторскую диссертацию по теме «Формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе (теоретические основы)» (научный консультант – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Е. А. Быстрова).

Преподаваемые дисциплины: бакалавриат: «Методика обучения и воспитания (русский язык), «Инновационные технологии в преподавании филологических дисциплин»; магистратура: «Методология филологического образования», «Методология и методы научного исследования», «Лингводидактические подходы в филологическом образовании», «Виды речевой деятельности и их формирование», «Текстоцентрический подход в обучении языку», «Технология формирования коммуникативной компетенции», «Инновационные технологии в обучении языку», «Методические технологии в высшем филологическом образовании», «Инновационные лингводидактические технологии в филологическом образовании»; курсы по выбору: «Методика преподавания лингвистических дисциплин в высшей профессиональной школе», «Современные лингводидактические исследования», «Лингводидактика на современном этапе».

Тема научного исследования: «Инновационные технологии обучения русскому языку в русле современных подходов»; «Формирование профессионально-педагогической компетенции студентов-филологов в русле компетентностного подхода».

Опубликовала более 120 научно-методических работ. К наиболее значимым работам относятся:

  • монографии: «Лингвистическая компетенция: структура, содержание, методика формирования» (Чита, 2004), «Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку» (Новосибирск, 2006), посвященные проблемам формирования лингвистической компетенции, «Инновационные подходы в обучении русскому родному языку (Чита, 2012); «Инновационные подходы в обучении русскому родному языку» (2-е изд-е, допол.) (2015), (3-е изд.-е, исправл. и допол.) (Чита, 2018);

  • учебные и учебно-методические пособия: «Уроки развития речи в 6 классе» (Чита, 1996), «Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы» (Волгоград, 2009), «Рабочая тетрадь юного экскурсовода» (Чита, 2009), «Формирование рефлексии при обучении русскому языку» (Чита, 2004), «Обучение аудированию на уроках русского языка» (в соавторстве с О. В. Трофимовой) (Чита, 2012), «Новые технологии в обучении русскому языку: Языковой портфель школьника» (Москва, 2013) и др., в том числе с грифом УМО вузов РФ по образованию в области подготовки педагогических кадров: «Система профессиональной подготовки по методике преподавания русского языка» (в соавторстве с Л. П. Алексенко) (Чита, 2000), «Аудирование: теория и практика обучения: 5 класс» (Чита, 2002); «Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обучение» (Чита, 2012).

Опубликовано более 20 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ, в том числе в научно-методических журналах «Русский язык в школе» и «Русская словесность».

Автор Дневников достижений учащихся по русскому языку для учащихся 5-9 классов, входящих в учебный комплекс по русскому языку для основной общеобразовательной школы С. И. Львовой и В. В. Львова (Москва: изд. «Мнемозина»).

Соавтор статей в журнала базы данных Scopus.

Руководитель НИЛ «Лингводидактические инновации». Руководитель магистерской программы «Методические технологии в филологическом образовании». Руководитель аспирантуры по специальности 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)». Под руководством Л. В. Черепановой защищены шесть кандидатских диссертаций.

Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.022.11 при ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» (г. Улан-Удэ).

Награждена Почётной грамотой Министерства образования РФ (2002 г.); Почетными грамотами Думы городского округа г. Чита (2008 г.); Знаком почета университета ЗабГГПУ (2011 г.); Благодарственным письмом губернатора Забайкальского края (2018 г.).

Присвоено почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования (2013 г.).

Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке: 

  • «Культура речи преподавателя высшей школы» (ЗабГГПУ, 2009 г.);

  • «Основные проблемы обучения русскому языку в современной школе и пути их решения в УМК под ред. С. И. Львовой» (г. Москва, 2010 г.);

  • «Методологические основы разработки и реализации программ гуманитарных дисциплин» (Московский педагогический государственный университет, 2011 г.);

  • «Работа с одаренными детьми и талантливой молодежью» (ЗабГГПУ, 2011 г.);

  • «Проектирование системы менеджмента качества образовательных учреждений профессионального образования» (ЗабГГПУ, 2013 г.);

  • «Инновационные подходы к преподаванию русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды и внедрения ФГОС ОО» (РУДН, 2014 г.);

  • «Актуальные проблемы филологии» (ЗабГУ, 2014 г.);

  • «Подготовка лиц, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации в 2016 г.» (ГУДПО «Институт развития образования забайкальского края», 2016 г.);

  • «Разработка основных профессиональных образовательных программ для подготовки педагогических кадров уровней образования бакалавриат и магистратура для системы СПО» (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016 г.);

  • «Актуальные проблемы филологии и подготовки кадров в области филологического образования» (ЗабГУ, 2016 г.). 

E-mail: cherepanovalara@mail.ru.

Дата обновления информации: 30.10.2019