Русская верcия

6+

˄
˅

Ч

Черепанова Лариса Витальевна -

 

2доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания.

Окончила Читинский государственный педагогический институт им. Н. Г. Чернышевского, обучалась в аспирантуре при Лаборатории обучения русскому языку Института общего среднего образования РАО (Москва), где защитила в 1997 г. кандидатскую диссертацию по проблемам обучения учащихся аудированию «Обучение аудированию учебно-научных текстов учащихся 5 классов» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник В. И. Капинос).

В 2005 г. защитила докторскую диссертацию по теме «Формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе (теоретические основы)» (научный консультант – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Е. А. Быстрова).

Преподаваемые дисциплины: бакалавриат: «Методика обучения и воспитания (русский язык)», «Инновационные технологии в преподавании филологических дисциплин»; магистратура: «Методология филологического образования», «Методология и методы научного исследования», «Лингводидактические подходы в филологическом образовании», «Виды речевой деятельности и их формирование», «Текстоцентрический подход в обучении языку», «Технология формирования коммуникативной компетенции», «Инновационные технологии в обучении языку», «Методические технологии в высшем филологическом образовании», «Инновационные лингводидактические технологии в филологическом образовании»; курсы по выбору: «Методика преподавания лингвистических дисциплин в высшей профессиональной школе», «Современные лингводидактические исследования», «Лингводидактика на современном этапе».

Тема научного исследования – «Инновационные технологии обучения русскому языку в русле современных подходов»; «Формирование профессионально-педагогической компетенции студентов-филологов в русле компетентностного подхода».

Опубликовала более 130 научно-методических работ. К наиболее значимым работам относятся:

  • монографии: «Лингвистическая компетенция: структура, содержание, методика формирования» (Чита, 2004), «Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку» (Новосибирск, 2006), посвященные проблемам формирования лингвистической компетенции; «Инновационные подходы в обучении русскому родному языку» (Чита, 2012); «Инновационные подходы в обучении русскому родному языку» (2-е изд-е, допол.) (2015), (3-е изд.-е, исправл. и допол.) (Чита, 2018);

  • учебные и учебно-методические пособия: «Уроки развития речи в 6 классе» (Чита, 1996), «Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы» (Волгоград, 2009), «Рабочая тетрадь юного экскурсовода» (Чита, 2009), «Формирование рефлексии при обучении русскому языку» (Чита, 2004), «Обучение аудированию на уроках русского языка» (в соавторстве с О. В. Трофимовой) (Чита, 2012), «Новые технологии в обучении русскому языку: Языковой портфель школьника» (Москва, 2013), «Обучение русскому языку в поликультурных (полиэтнических) классах» (в соавторстве с Л. А. Лопинцевой) (Чита, 2021) и др., в том числе с грифом УМО вузов РФ по образованию в области подготовки педагогических кадров: «Система профессиональной подготовки по методике преподавания русского языка» (в соавторстве с Л. П. Алексенко) (Чита, 2000), «Аудирование: теория и практика обучения: 5 класс» (Чита, 2002); «Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обучение» (Чита, 2012).

Опубликовано более 20 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ, в том числе в научно-методических журналах «Русский язык в школе» и «Русская словесность», «Мир русского слова».

Автор Дневников достижений учащихся по русскому языку для учащихся 5-9 классов, входящих в учебный комплекс по русскому языку для основной общеобразовательной школы С. И. Львовой и В. В. Львова (Москва: изд. «Мнемозина»).

Соавтор статей в журнала базы данных Scopus.

Руководитель НИЛ «Лингводидактические инновации». Руководитель магистерской программы «Методические технологии в филологическом образовании». Руководитель аспирантуры по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (русский язык). Под руководством Л. В. Черепановой защищены шесть кандидатских диссертаций.

Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.022.11 при ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» (г. Улан-Удэ).

Награждена Почётной грамотой Министерства образования РФ (2002 г.); Почетными грамотами Думы городского округа г. Чита (2008 г.); Знаком почета ЗабГГПУ (2011 г.); Благодарственным письмом губернатора Забайкальского края (2018 г.), благодарственными письмами ректоров ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет» (2015 г.), ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» (2014 г.), Новосибирского военного института внутренниъх войск им. И. К. Яковлева (2015 г.), ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» (2015 г., 2016 г., 2017 г., 2019 г.,). Награждена дипломом лауреата 8 Сибирского межрегионального конкурса «Университетская книга - 2019. Евразийский мир: наука, образование, культура» (2019 г.). Присвоено почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования (2013 г.).

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • «Культура речи преподавателя высшей школы» (ЗабГГПУ, 2009 г.);

  • «Основные проблемы обучения русскому языку в современной школе и пути их решения в УМК по ред. С. И. Львовой» (г. Москва, 2010 г.);

  • «Методологические основы разработки и реализации программ гуманитарных дисциплин» (Московский педагогический государственный университет, 2011 г.);

  • «Работа с одаренными детьми и талантливой молодежью» (ЗабГГПУ, 2011 г.);

  • «Проектирование системы менеджмента качества образовательных учреждений профессионального образования» (ЗабГГПУ, 2013 г.);

  • «Инновационные подходы к преподаванию русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды и внедрения ФГОС ОО» (РУДН, 2014 г.);

  • «Актуальные проблемы филологии» (ЗабГУ, 2014 г.);

  • «Подготовка лиц, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации в 2016 г.» (ГУДПО «Институт развития образования забайкальского края», 2016 г.);

  • «Разработка основных профессиональных образовательных программ для подготовки педагогических кадров уровней образования бакалавриат и магистратура для системы СПО» (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016 г.);

  • «Актуальные проблемы филологии и подготовки кадров в области филологического образования» (ЗабГУ, 2016 г.);

  • «Электронная информационно-образовательная среда организации» (ЗабГУ, 2018 г.);

  • Профессиональная переподготовка по программе «Профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование» (ЗабГУ, 2019 г.).

Контактная информация: e-mail: cherepanovalara@mail.ru

Дата обновления информации: 29.10.2021