1 МАР
2022
Студенты соцфака ЗабГУ – о значимости науки
В рамках празднования Дня российской науки в Забайкальском госуниверситете прошло множество мероприятий, ориентированных на популяризацию научно-исследовательской деятельности в студенческой среде. Кафедра социальной работы социологического факультета ЗабГУ организовала три таких встречи, после которых студенты поделились своим мнением о работе исследователей.
Будущие выпускники направления «Социальная работа» участвовали в мастер-классе «Социальный проект: от А до Я» и готовили мультимедийные презентации «Наука молодых: тренд XXI века». Также студенты познакомились с кинолентами «Михайло Ломоносов», «Тесла», «Эйнштейн и Эддингтон», «Хокинг», «Опасный элемент», «Игры разумов», «Игра в имитацию», «Жизнь и судьба», «Эксперимент» и «Спасти планету», в которых рассказывается о научных достижениях известных учёных. После просмотра фильмов обучающиеся представили авторские эссе-рассуждения на тему «Я – учёный: фантастика или реальность?». Представляем суждения студентов о важности научных достижений.
«Что может сделать один человек, чтобы изменить мир?»
«Каждый человек в любом случае воздействует на людей и окружающий мир в целом. Для того, чтобы он смог изменить мир, ему нужна поддержка в начинаниях и помощь близких людей. И прежде чем идти на какие-либо жертвы и начать менять мир, необходимо начать менять себя. Например, можно собрать еду, вещи и отдать нуждающимся. Люди увидят это доброе дело и начнут брать пример. Именно так мир станет лучше, а люди добрее…» (Елизавета Черникова, СР-18).
«Каждый человек по-своему уникален и не каждый может догадаться, на что он способен. Всегда найдутся гении, которые могут «перевернуть» представление о мире и о возможностях человека. Мы зачастую не задумываемся об обыденных вещах вокруг нас, но они были созданы одним человеком. Например, Никола Тесла запатентовал систему переменного тока…» (Егор Точилкин, СР-21).
«Человек должен переступить через себя, много работать, чтобы изменить мир. Тесла, например, очень много работал и сделал для общества и мира много открытий, которые всё кардинально изменили» (Татьяна Щепелина, СР-20).
«Как научные открытия влияют на общество?»
«Научные открытия влияют на общество по-разному. Есть научные открытия, которые приносят большую пользу обществу без вреда для него, а есть, наоборот, которые вредят обществу своим появлением...» (Ирина Завязочникова, СР-21).
«Научные открытия влияют на создание новых профессий и последующие изменения в образовательных программах. Знание этого может помочь лицам, принимающим решения на всех уровнях нашего общества» (Арина Засухина, СР-21).
«Открытия происходят ежедневно по всей планете, люди придумывают что-то новое, совершенствуют старое. Вместе с новыми открытиями меняется общество, люди всё больше прибегают к помощи техники, которая делает за них ту или иную работу. Например, сейчас тяжело представить жизнь людей без стиральной машины…» (Александра Золотухина, СР-21).
«Наука и научные открытия помогают сформировать мировоззрение человека, вдохновляют общество на дальнейшее развитие и стимулируют его и дальше решать проблемы, которые встают перед человечеством, чтобы обеспечить потомкам счастливое будущее…» (Ольга Кожевникова, СР-21).
«Наука в современном мире является значимым социальным институтом. За последние 200 лет она произвела колоссальные изменения в жизни людей и с каждым годом меняет её всё сильнее. Ни одна религия и политическая система не произвели столько общественных изменений. Мог ли человек начала ХХ века, вспахивающий землю сохой, мечтать, что его правнуки смогут разговаривать и видеть друг друга на расстоянии в тысячи километров? Или что очень много информации будет доступно по одному нажатию кнопки?» (Арина Леванова, СР-21).
«Какова взаимосвязь личности учёного и социума?»
«Социальная ответственность учёных реализуется во взаимоотношениях науки и общества, причём проблемы профессиональной и социальной ответственности учёных тесно взаимосвязаны друг с другом» (Елизавета Литвинцева, СР-20).
«Взаимосвязь учёного и социума заключается в том, что социум для учёного – что-то вроде эксперимента, ведь в итоге социум будет это дальше применять в той или иной сфере» (Сэлмэг Дагбаева, СР-20).
«Взаимосвязь учёного и социума заключается в том, что учёные, совершая свои открытия, ориентируются на отношение социума к этому…» (Вероника Пешкова, СР-21).
«Учёные извлекают потребности социума, включая их в развитие науки» (Нина Еделева, СР-21).
«Взаимосвязь между личностью учёного и социумом прямая, они воздействуют друг на друга. Учёный, живя в социуме, смотрит, как живёт общество и принимает решение как сделать жизнь людей лучше, а социум использует исследования и изобретения учёного в повседневной жизни…» (Мария Юрьева, СР-20).
«Как вы думаете, каковы границы личной ответственности в науке?»
«У человечества каждый раз появляется шанс сделать шаг вперёд, выйти за пределы существующей модели, увидеть ещё один шедевр мирового искусства или получить новый опыт того, как можно выходить на уровень альтер эго и совершать вещи, ранее невообразимые. Сильный человек – это человек, выбирающий путь «духа», путь альтер эго вместо прихоти эго. Стоит ему проявить слабость и поддаться страху или сиюминутному комфорту – и мы увидим перед собой «обычного» человека, ведущего «обычный» образ жизни...» (Юлия Игумнова, СР-18).
«Каждый учёный несёт ответственность за свою идею, за изобретение, за открытие, проделанное им, и должен быть готовым встать перед общественным судом: дать ему отпор или же принять свою неправоту» (Анна Шемякина, СР-19).
«Надо чётко понимать, что учёный, открывая или изобретая, преследует цель получения знаний и понимания этого мира. Ответственность должны нести те, кто используют его открытия и изобретения…» (Наталья Ермолаева, СР-19).
«Как вы понимаете, что такое «гражданская наука»?»
«Не знала о том, что это такое. Как говорил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой: «Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь». Благодаря Википедии теперь имею представление о том, что гражданская наука и гражданин-учёный – это концепция проведения научных исследований с привлечением широкого круга добровольцев, многие из которых могут быть любителями, то есть не иметь предварительного научного образования и подготовки по специальности. Использование граждан-учёных часто позволяет учёным более успешно добиваться их целей, чем без их участия. Кроме того, эти проекты направлены на поощрение общественного участия в исследованиях, а также в науке в целом» (Валерия Литвинцева, СР-20).
«Гражданская наука – проведение научных исследований «простыми» людьми, которые могут не иметь научного образования, либо же подходящей специальности» (Анастасия Ломоносова, СР-21).
«Это концепция проведения научных исследований с привлечением широкого круга добровольцев, многие из которых могут быть любителями, то есть не иметь предварительного научного образования и подготовки по специальности» (Наталья Филиппова, СР-21).
«Как вы думаете, результаты каких научных исследований будут востребованы в ближайшем будущем?»
«Фармацевтика, создание и разработка новых видов лекарственных препаратов в связи с пандемией. IT-технологии и электроника» (Юлия Томилова, СР-18).
«Результаты исследований в сфере медицины. Люди всегда будут желать большего, думаю, – бессмертия, а потому данные исследования всегда будут востребованы» (Дулма Цыбегмитова, СР-19).
«На мой взгляд, исследования в области медицины всегда будут достаточно востребованы в обществе, ведь здоровье всегда волновало человечество. Но при этом, исследования, направленные на улучшение и экологизацию жизнедеятельности, также будут актуальны» (Лидия Мулахметова, СР-21).
«Думаю, сейчас очень востребована робототехника и 3D-технологии, так как современные машины на электронике помогают не загрязнять воздух, люди-роботы помогают в обслуживании, роботы-пылесосы – в хозяйстве, и нам всегда необходимы компьютеры» (Татьяна Сердягина, СР-21).
«Актуальными будут исследования в области медицины, связанные со здоровьем человека, например, изобретение лекарства от рака или исследования в военной сфере, а также в сфере информации…» (Эльвира Фомина, СР-21).
«Социально-значимые науки: экономика, психология. Они помогают людям выстроить отношения между собой. Также социология, она необходима нам, чтобы изучать социум, общество» (Виктория Щербакова, СР-21).
Стоит заметить, что студенты направления подготовки «Социальная работа», несмотря на свой юный возраст, несомненно, осознают важность и приоритет научных знаний. Для каждого из них наука – это двигатель прогресса и способ личного роста, саморазвития.
По информации кафедры
социальной работы СФ ЗабГУ