7 ФЕВ
2022
«Последовательность в науке очень важна» – Наталья Васильева
Во все времена наука являлась развивающей силой, напрямую влияющей на все без исключения сферы деятельности человека. Однако за выдающимися открытиями и эффективными инновациями стоят конкретные люди – учёные, чей научный талант, креативность мышления и самоотверженный труд создают новаторские идеи, способствующие развитию человеческой цивилизации.
Забайкальский госуниверситет славится своими талантливыми исследователями, одним из которых является Наталья Васильева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования психолого-педагогического факультета.
«Прежде всего, я люблю открытие нового»
Педагогическую деятельность в ЗабГУ Наталья Васильева начала в 2016 году. Сначала она работала ассистентом кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, затем – старшим преподавателем, а после защиты кандидатской диссертации была переведена на должность доцента.
Начать профессиональную деятельность в университете Наталья Владимировна решила потому, что ей всегда была интересна научная деятельность, и она понимала, что работа в вузе – это возможность уделять много внимания научным исследованиям, нежели при работе учителем в школе. Кроме того, преподавателю интересно работать со студентами как людьми зрелыми, обладающими самостоятельностью и способностью к исследовательской деятельности.
«Прежде всего, я люблю познание, открытие нового, заниматься исследованиями. Наверное, это один из ключевых моментов, почему я выбрала науку как путь профессионального развития. Проводить исследования я начала ещё в школе и продолжила в ходе обучения в качестве студента. Первая моя статья вышла в сборнике конференции на первом курсе. Вот так последовательная исследовательская деятельность на протяжении ряда лет привела к тому, что мне захотелось значительно углублять свои исследования. Теперь это проводится ежегодно, а также систематически мною осуществляется руководство научно-исследовательской работой студентов», – рассказала доцент Наталья Васильева.
Филологические исследования начались в студенчестве
Сфера научных интересов учёного связана, прежде всего, с методикой преподавания русского языка, подходами в преподавании в начальной, основной и старшей школах, а также с изучением русского языка в культуроведческом аспекте. Заинтересовалась этими темами Наталья Васильева во времена студенчества, когда проводила филологическое исследование национально-культурной специфики фразеологизмов. Затем педагог стала уделять внимание вопросам методики преподавания, а именно тому, как национальную специфику фразеологизмов можно рассматривать в школьном курсе русского языка и как это преподавать. Дальнейшие исследования продолжали эти идеи, и особое внимание исследователь уделила подходам в образовании.
«Тема моей кандидатской диссертации связана с культуроведческой компетенцией. Так я стала исследовать компетентностный подход в образовании. Системно-деятельностный подход сегодня в качестве ведущего прописан во ФГОС для начальной, основной и средней школы, соответственно вопросы преподавания в рамках данного подхода являются особо актуальными. И сегодня важно исследование рефлексивного подхода, который нацелен на обеспечение достижений метапредметных результатов образования. Это всё включает цель современной системы образования», – поделилась молодой исследователь.
Цель современной системы образования заключается не только в том, чтобы формировать у школьников предметные знания, но и в том, чтобы сформировать у них функциональную грамотность, способность активно функционировать в изменяющемся мире. Для этого им нужны метапредметные умения, формирование которых рассматривается в рамках современных подходов к образованию.
Как отмечает Наталья Васильева, своими достижениями в области методики преподавания русского языка она во многом обязана своему научному руководителю в магистратуре и аспирантуре, профессору, доктору педагогических наук, профессору кафедры русского языка и методики его преподавания Ларисе Витальевне Черепановой.
Раскрытие потенциала студентов
Отдельная деятельность Натальи Владимировны касается вопросов, связанных с совершенствованием профессиональной подготовки студентов, в том числе в рамках работы студенческого научного объединения. Преподаватель является научным консультантом студенческого научного объединения кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ППФ ЗабГУ «Наука счастливого детства», которое образовалось в 2019 году. Под её руководством студенты-участники СНО пишут статьи, участвуют в конкурсах грантов. В рамках проектов СНО проводятся мастер-классы, открытые лекции и семинары для студентов с целью привлечения их к научной деятельности, их работы над конкретными проектами и раскрытия потенциала участников объединения.
В 2020 году научным объединением выигран грант в конкурсе научно-исследовательских проектов ЗабГУ. Проект «Электронный образовательный ресурс как инструмент повышения образовательного потенциала студенческого сообщества в контексте движения WorldSkills Russia» занял третье место.
Суть проекта заключается в создании образовательного ресурса, позволяющего использовать профессиональную компетенцию студентов и опыт их участия в чемпионатах WorldSkills для их профессиональной подготовки. Материалы ресурса используются в образовательном процессе с целью повышения уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов.
В 2021 году СНО занималось разработкой научно-исследовательского проекта «Интерактивная площадка как точка взаимодействия профессионалов и студентов в условиях цифровизации образования (с учётом стандартов WorldSkills)». Важность проекта заключается в создании и исследовании потенциала интерактивной площадки для взаимодействия профессионалов в сфере дошкольного и начального образования: специалистов Института развития образования, лучших учителей и воспитателей, преподавателей ЗабГУ со студентами. Площадка подразумевает использование разных форм совершенствования профессиональных компетенций и профессиональной подготовки студентов.
Наталья Васильева развивается в научной сфере, постоянно расширяет и углубляет свои исследования в научном направлении и активно привлекает к этому студентов. Для этого на психолого-педагогическом факультете ЗабГУ проводятся различные мероприятия: конференции, мастер-классы и семинары, в которых еще не занимающиеся научными исследованиями студенты участвуют в качестве слушателей. После того, как они прикоснулись к этой деятельности, у них возникает к ней интерес, который всегда готова поддержать педагог.
Екатерина Белобородова